Цифровое фото

Совместный проект журнала “КОМПЬЮТЕР бизнес МАРКЕТ” и Издательского Дома “Питер”
 

 
 

Мы публикуем отрывок из книги Стивена Гринберга “Цифровая фотография. Самоучитель. 3-е изд.”, вышедшей в 2004 г. в Издательском Доме “Питер”. Сегодня вы познакомитесь с основными понятиями, которые необходимо знать всякому фотографу: экспозицией, выдержкой, светочувствительностью, резкостью.

Экспозиция Съемка фотографии, на которой появится видимый через видоискатель объект, подразумевает корректное освещение пленки или матрицы светочувствительных элементов. В результате слишком сильного освещения получатся “полинявшие” изображения, а при недостатке света фотографии будут темными и мрачными. Количественной мерой световой энергии, падающей на светочувствительный элемент, является физическая величина, называемая экспозицией.

Объектив

Рассмотрим, каким образом свет попадает на пленку или светочувствительную матрицу. При условии, что снята крышка с объектива, и фотограф не закрывает его рукой, свет проникает внутрь камеры через переднее стекло объектива. Затем световые лучи проходят сквозь ряд линз, которые изменяют их направление и фокусируют их на плоскости пленки (где находится пленка или матрица). Обычно две или три линзы объединяются в группу, в которой они жестко соединены друг с другом, и образуют оптическую систему. Объектив, в зависимости от его типа и качества, как правило, содержит от двух до пяти оптических систем.

Рис. 1. Диафрагма состоит из тоненьких лепестков,
которые могут сдвигаться и таким образом
регулировать размер отверстия
Внутри объектива, обычно где-нибудь между оптическими системами, располагается ирисовая диафрагма, которую также называют отверстием объектива. С помощью диафрагмы регулируется количество света, проходящее сквозь объектив. Для той же цели может использоваться рука или крышка объектива, но это вряд ли позволит достичь желаемого результата. (Рис. 1).

Затвор

Идем дальше. Обязательно должен существовать способ ограничить время освещения плоскости пленки, и для этого применяется затвор. Он обычно находится за объективом; на 35-миллиметровых зеркальных фотоаппаратах затвор,как правило, является частью корпуса камеры. Бывают шторные и центральные затворы.

Рис. 2. Работа шторного затвора
Шторный затвор при работе выполняет два действия. Сначала металлическая или резиновая шторка с помощью механизма затвора отодвигается в сторону, таким образом позволяя свету проникать сквозь объектив на фокальную плоскость. Спустя заданное количество времени другая шторка передвигается в противоположном направлении, закрывая затвор и перекрывая доступ света. При перемотке кадра затвор возвращается в исходное состояние. (Рис. 2).

В некоторых фотоаппаратах затвор встроен в объектив, это осуществляется путем объединения диафрагмы и затвора. Диафрагма остается закрытой вплоть до нажатия кнопки затвора, затем она раскрывается, образуя отверстие заданного диаметра. По прошествии нужного периода времени диафрагма закрывается.

Выдержка

Затвор фотоаппарата отвечает за время, в течение которого свет воздействует на пленку, то есть за выдержку. Длительность выдержки измеряется в долях секунды, причем каждое последующее значение означает сокращение времени освещения вдвое. Если первое значение выдержки равно 1 с, вторым будет 1/2 с, третьим – 1/4 с. После этого прогрессия сбивается, но сохраняется общий смысл. Следующие значения, как правило, равны 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и последним на вашем фотоаппарате (по моему предположению), но не менее важным будет значение 1/1000. Этот ряд допустимых выдержек зависит от конкретной модели, и некоторые действительно дорогие 35-миллиметровые камеры позволяют фотографировать даже с выдержкой 1/4000 с.

Светочувствительность

Светочувствительность измеряется в единицах ISO (International Standards Organization – Международная организация стандартов) или ASA (American Standards Association – Американская ассоциация стандартов). Количество единиц ISO является характеристикой пленки или матрицы и описывает, насколько они чувствительны к свету. Чем выше это число, тем больше светочувствительность пленки. Если значение в единицах ISO пленки А в два раза меньше, чем пленки Б, значит, пленка типа Б вдвое светочувствительнее пленки А. Пленки, как правило, обладают чувствительностью от ISO 50 до ISO 400 (позитивные пленки обычно менее светочувствительные по сравнению с негативными). В цифровых камерах, где чувствительность является свойством матрицы, можно встретить довольно высокие значения, например, ISO 1600.

Высокочувствительные пленки имеют один недостаток: растет зернистость изображения, которая проявляется в виде укрупнения точек растра. Этот эффект может создавать текстуру и влиять на четкость изображения. Поэтому одно из основных правил фотографов гласит, что следует использовать пленку с минимальной светочувствительностью, допускаемую освещением. На улице в солнечный день вполне достаточно пленки с ISO 100, а в помещении, к сожалению, придется снимать на пленку с ISO 400, поскольку она более восприимчива к свету.

Одним из преимуществ цифровой фотографии является возможность изменения светочувствительности матрицы. Обычно цифровые камеры настроены на оптимальное значение, которое определяется производителем, и при такой настройке получаются наилучшие результаты. Но это значение можно изменить. Конечно, как и в случае с пленкой, цифровые фотографии “страдают” от сильного увеличения светочувствительности. Если установить светочувствительность выше оптимальной, появится шум в виде синих и красных черточек; он обычно наиболее заметен в темных областях изображения.

Мы не говорим, что на фотографиях, которые сняты камерой, созданной для оптимальной работы при чувствительности ISO 400, шум будет выше, чем на изображениях с камеры, “правильная” светочувствительность которой равна ISO 100. Но можно убедиться, что если чувствительность камеры, оптимальное значение которой составляет ISO 100, изменится до ISO 400, на фотографиях будет больше шума, чем если бы они снимались камерой, у которой ISO 400 является оптимальным значением. Поэтому если необходимо осуществить съемку при слабом освещении, прежде всего, попробуйте увеличить количество источников света или воспользоваться лампой-вспышкой.

Внимание

Восприятие света цифровыми камерами сложно сравнивать с чувствительностью пленочных фотоаппаратов; для получения хорошего изображения с их помощью обычно требуется больше источников света, чем при съемке традиционным фотоаппаратом. Поэтому всегда нужно предполагать, что понадобятся дополнительные источники света. К некоторым камерам, таким как Olympus DL620, можно подключать вторую вспышку.

Вернемся к экспозиционным числам и рассмотрим рис. 4. Предположим, что исходное оптимальное значение светочувствительности равнялось ISO 100. Если изменить настройку матрицы, подняв чувствительность до ISO 400, или воспользоваться камерой с такой оптимальной чувствительностью, верхний и нижний параметры разойдутся в противоположных направлениях (одно значение соответствует изменению чувствительности с ISO 100 до ISO 200, второе – c ISO 200 до ISO 400). Теперь, сохранив величину диафрагмы, можно сократить выдержку или уменьшить диафрагму, не меняя выдержку.

Творческое управление съемкой

Рис. 4. Влияние светочувствительности
на выдержку и диафрагму
Рис. 3. Соотношение между диафрагменным числом и выдержкой,
позволяющее получить правильную экспозицию
Наличие системы, позволяющей изменять экспозицию по своему усмотрению, а также фокусировать объектив на любом объекте, дает больше возможностей для творчества. У вас есть камера, вы “создаете” снимки и в состоянии управлять этим процессом.

Выдержка

Прежде всего такая система позволяет регулировать выдержку. Уменьшив ее, можно сфотографировать движущийся объект, и он получится резким. При увеличении времени экспозиции снимки будут немного размытыми. (Но если требуется показать, что автомобиль движется, проще всего допустить небольшую расплывчатость.) Кроме того, увеличение выдержки позволяет увеличить диафрагменное число, то есть уменьшить диафрагму.

Глубина резкости

http://www.atlant.ru