С «серыми» мобильниками сотовые ритейлеры решили бороться вместе


Крупнейшие продавцы мобильных телефонов в Беларуси — компании «БелЕвросеть», «Ньюлэнд» и вышедшая недавно на белорусский рынок российская группа «Связной» — объединят усилия в борьбе за белый рынок.

Уже написан ряд совместных писем в Совет министров и инстанции различного уровня. Принятия некоторых решений компании ожидают со дня на день, сообщает «БДГ-онлайн» со ссылкой на директора ООО «Ньюлэнд» Семена Нечаева.

В «Ньюлэнде» долю белого рынка мобильных телефонов в Беларуси оценивают всего в 10%. Данные «Евросети» несколько оптимистичнее – 15%. И хотя еще в 2005 году эта цифра не превышала 3-5%, такого засилья «серых» мобильников нет ни в одной стране Европы. Поэтому для белых игроков белорусского рынка «наведение порядка» является стратегической целью. «Порядок заключается не в том, чтобы за одну ночь переловить всех теневиков, а в том, чтобы создать экономические условия для легальной торговли», — полагает Семен Нечаев.

Предыдущие действия властей лишь ухудшили положение сотовых ритейлеров. Во-первых, доведение местного налога с продаж до 15% автоматически повлекло повышение цен в официально действующих салонах. Теперь владельцы салонов требуют отменить этот налог или, по крайней мере, снизить его до 5%.

Во-вторых, введение маркировки увеличило стоимость ввоза продукции в страну. Такое решение компании-продавцы давно называли непродуманным. Отсутствие маркировки помогает лишь распознать, что телефон ввезен в страну нелегально, но не воспрепятствовать его ввозу. Кроме того, оклейка проводится за пределами страны, что приносит немало трудностей импортерам, и прорех — бюджету: потраченные на маркировку средства расходуются вне страны. К тому же новый механизм начал действовать с 8 декабря, то есть перед началом наиболее прибыльных рождественских и новогодних продаж.

По словам Семена Нечаева, компаниям, занимающимся цивилизованной продаже мобильных телефонов в розницу, уже удалось доказать власти свою позицию в отношении маркировки. «Нам обещали принять решение о переносе маркировки в страну. Но все обещанные сроки уже истекли. Нам остается только ждать, когда это произойдет», — сетует директор «Ньюлэнд».

Еще одна принципиальная позиция «белых» продавцов — отмена ввозной пошлины. «Пошлина, которая платится при ввозе, — это инструмент регулирования экономики, который позволяет защищать наших производителей. Поэтому четко понятна политика нашего государства, когда речь идет о телевизорах, тракторах. Но зачем делать это в отношении мобильных телефонов, которые в Беларуси не производят? В Украине, например, которая также не является производителем этого вида продукции, действует нулевая пошлина, продавцы платят только НДС», — говорит Семен Нечаев.

Наконец, основным требованием компаний является упразднение сети конфиската, которая фактически является средством легализации телефонов, незаконно ввезенных в страну. «Черные» телефоны могут открыто продаваться в магазинах как комиссионные.

Сегодня проблема, которую пытаются решить «белые» продавцы, относится к компетенции нескольких министерств и ведомств: Государственного таможенного комитета, Министерства торговли, Министерства связи. Таким образом, «принимать решения должны люди, которые находятся над всеми этими структурами». Но консолидированная позиция всех «белых» игроков рынка может возыметь определенное влияние на власть. Тем более что день ото дня мобильное лобби становится все сильнее. Аналогичные требования ранее были озвучены в официальном заявлении главы белорусского филиала «Евросети» Алеся Мухина. Тогда даже прозвучал намек на возможный уход компании с рынка, если ситуация на нем не будет изменена к лучшему.

Белорусский рынок мобильных телефонов все же называют привлекательным. Это подтверждается, прежде всего, тем, что расширить свое присутствие здесь стремятся компании-производители. Во вторник о дальнейшем продвижении на рынке объявила французская компания Alcatel. Этот производитель телефонов работает в Беларуси с ноября 2006 года. По данным главы представительства TCL Communication (Alcatel является частью этой компании) в России и странах СНГ Беранжер Дютюэль, за это время Alcatel продала здесь 11,6 тысячи телефонов.

Для компаний, которые по примеру Alcatel выносят свои производства в Китай, белорусский рынок притягателен, поскольку для большинства наших граждан низкая цена на мобильный телефон является одним из приоритетных достоинств продукции. К тому же некоторые стандарты связи, скажем, 3G, в Беларуси только развиваются. Таким образом, рынок открыт для модемов, разработанных под этот формат. «Мы, как и многие компании, будем продвигать эту продукцию на белорусском рынке», — заявила Беранжер Дютюэль.

http://naviny.by